Цвет в детском изобразительном творчестве



Одним из ярких и часто определяющих признаков предметов и явлений является цвет. Цвета имеют свойство по-разному воздействовать на людей, вызвать самые разнообразные эмоции. У каждого человека и у ребёнка есть свои любимые цвета, которые его радуют, создают хорошее настроение. В силу этого в изобразительном искусстве и детском творчестве цвет становится важным  средством выразительности создаваемого взрослым и маленьким художником образа.
Окружающий мир поражает цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений. Чтобы дети могли ориентироваться в цветовом богатстве, понять значение цвета и  использовать цвета в своём изобразительном творчестве, необходимо систематично и последовательно знакомить детей с цветом предметов и явлений, окружающей среды, формировать у них умение самим создавать нужные цвета и оттенки, ребёнку нужно развивать чувство цвета, умение видеть красоту цветов, их сочетаний. Конечно, сформировать у детей  чувство цвета в полной мере в период дошкольного возраста невозможно, но заложить основы необходимо и можно.
При направлении внимания детей на цветовое разнообразие предметов и явлений и необходимость передачи этого в рисунках, аппликации дети  овладевают умением расширять цветовую гамму, используя различные приёмы, например выставлять цвета и получать более светлые и насыщенные оттенки. Ребёнок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлечённо, наконец радуется цвету, яркой окраске предметов. Эти ценные качества требуют обогащения, художественного развития, которое может осуществить педагог в процессе каждодневных наблюдений в природе, окружающей жизни, в процессе обучения, разнообразных игр. 
Один из интересных вопросов отношение детей к цвету и использования  цветов при создании образов – предпочтение детьми того или иного цвета. Такое предпочтение может проявляться довольно рано, уже в три года. Но более определённо это отношение проявляется в старшем дошкольном возрасте. 
В возрасте 5 лет дети, как правило, хорошо знают цвета многих окружающих их предметов и явлений природы и начинают окрашивать их соответственно действительному цвету, но обобщённо, без характерных оттенков. У детей наблюдается отношение к использованию цвета в рисунке: цвет как передача окраски изображаемого предмета и цвет как украшение рисунка, независимо от реального. Дети этого возраста уже знают 10-12 цветов и могут различать предметы по их локальному цвету, а так же группировать их по признаку цвета. Это может быть развито путём специально организованных игр и занятий.
Яркость и пестрота, характерны для детских рисунков, зачастую говорят о небольшом опыте ребёнка, недостаточном уровне развития цветового восприятия и культуры применения цвета. Такой рисунок может быть создан под влиянием впечатления от пёстрой игрушки, книжной иллюстрации и т.д. Чтобы ребёнок усвоил эталонную систему цветов, ему  необходимы определённый сенсорный опыт, специальная организация продуктивной деятельности. Задачей обучения является организация восприятия с включением многократного жизни и сопоставления с собственными изображениями. Большинство детей, не получая разнообразных цветовых впечатлений в процессе организованного целенаправленного восприятия, как бы останавливаются в развитии цветового ведения, не приобретают умения видеть цвета, сравнивать их, передавать в своём изображении.
Дети любят яркие и чистые цвета, в качестве излюбленного цвета чаще называют красный. Первые три цвета располагаются в такой последовательности: красный, синий, жёлтый, а отвергаются неяркий, блеклые оттенки цветов. Очень важным для ребёнка является эффект новизны. Если к цветам, которые ребёнок видит постоянно, добавить какой-то новый цвет, то первое время, пока ребёнок не привыкнет к новому цвету, этот цвет привлекает его вниманием. По мере взросления все чаще в качестве излюбленных оттенков называют более сложные, приглушённые, малонасыщенные   тона. Если дети младшего дошкольного возраста строят пары преимущественного по принципу контраста, то у детей старшего дошкольного возраста наиболее распространённым становится принцип  нюансного сочетания цветов в паре. 
Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. А ведь, к сожалению, хороший вкус имеют далеко не все родители. Они не придают значения подбору по цвету одежды ребёнка. 
Ребёнка  следует постепенно. Умело вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно на образец. Очень  важно посоветовать. Какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить для них наряд. Стремление одевать  своих кукол может служить для этой цели. Ведь сочетание цветов в одежде может воспитывать и вкус, и безвкусицу. 




Комментарии