Как понимать и ценить детские рисунки


Детское рисование в начальном периоде представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более или менее определённые очертания. Начинается мощный подъём изобразительной деятельности ребёнка, совершенствуется изобразительное рисование.


У разных детей это происходит в разное время. Но чаще всего – в возрасте около трёх лет. В этом возрасте мышление предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому поводу и думать, что ребёнок не «чувствует» цвета. Просто пока у него другие задачи, он рисует нужную форму. Постепенно предметное рисование усложняется   и совершенствуется. В рисунках детей нет перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв рисовательной активности. Для ребёнка в этом возрасте рисование – оптимальная форма душевной самореализации. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее, информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни, искусства и творчества.
В 6-7 лет наступает «золотой век» детского рисования. У ребёнка появился опыт изобразительной деятельности, умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной обработки информации, знания.
Детское рисование – это феномен детской активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
*    Обсуждать с ребёнком, а не его самого;
*    Оценивать нужно достижения ребёнка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками с учётом индивидуальных особенностей и динамиками его развития, а не в сравнении с другими детьми;
*    Необходимо точно определить цель, суть задачи. Условия создания рисунка и в соответствии с этим обстоятельством оценивать работу;
*    Выделять и оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение, свободное владение изобразительными средствами;
*    Поддерживать, поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе изобразительных материалов и возможных инструментов,  изобразительность в поиске приёмов изображения, способов выражения образов и настроения;
*    Важно определить и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца, калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не способствует творчеству и художественному развитию ребёнка;
*    В самой оценке должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументированы и иметь позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребёнку возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.

В оценке также может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач – тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием. В оценке работ должно поощряться искреннее, оригинальное творчество ребёнка, а не послушное репродуктирование.

Любя рисование и доверяя взрослым, рисующий ребёнок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие права ребёнка, неверно ориентируется его художественная деятельность и наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.   

Комментарии