Детское рисование в начальном периоде
представляет собой пачканье. Постепенно непокорные каракули оформляются в более
или менее определённые очертания. Начинается мощный подъём изобразительной
деятельности ребёнка, совершенствуется изобразительное рисование.
У разных детей это происходит в разное
время. Но чаще всего – в возрасте около трёх лет. В этом возрасте мышление
предметное, поэтому и рисование предметное. Синим карандашом, оказавшимся в
руке, может нарисовать солнце, дерево, птицу. Не надо огорчаться по этому
поводу и думать, что ребёнок не «чувствует» цвета. Просто пока у него другие
задачи, он рисует нужную форму. Постепенно предметное рисование усложняется и совершенствуется. В рисунках детей нет
перспективы и требовать от них этого бессмысленно и учить их этому пока
незачем.
К пяти годам у детей уже прослеживается
умение рисовать. Изображение на переднем и заднем плане за счет уменьшения их
размеров, или разноуровневые поднятия над нижнем (переднем) краем рисунка.
И к 5-6 годам происходит взрыв
рисовательной активности. Для ребёнка в этом возрасте рисование – оптимальная
форма душевной самореализации. Сами рисунки становятся реалистичнее, детальнее,
информативнее. В их суждении появляется оценочная категория явлений жизни,
искусства и творчества.
В 6-7 лет наступает «золотой век»
детского рисования. У ребёнка появился опыт изобразительной деятельности,
умение работать разными материалами, опыт эмоциональной интеллектуальной
обработки информации, знания.
Детское рисование – это феномен детской
активности. Необходимо, поэтому, при рассматривании и оценке детских работ:
Обсуждать с
ребёнком, а не его самого;
Оценивать нужно
достижения ребёнка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же
рисунками с учётом индивидуальных особенностей и динамиками его развития, а не
в сравнении с другими детьми;
Необходимо точно
определить цель, суть задачи. Условия создания рисунка и в соответствии с этим
обстоятельством оценивать работу;
Выделять и
оценивать его общее настроение, сюжет, композиционное решение, свободное
владение изобразительными средствами;
Поддерживать,
поощрять правомерно самостоятельность рисования, чуткость к природе
изобразительных материалов и возможных инструментов, изобразительность в поиске приёмов
изображения, способов выражения образов и настроения;
Важно определить
и учитывать меру чужого влияния на рисунок, снижающего уровень творческого
поиска. Нужно помнить, что такие виды рисования, как срисовывание с образца,
калькирование с оригинала, закрашивание готовых контурных картинок не
способствует творчеству и художественному развитию ребёнка;
В самой оценке
должно быть явно доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все
содержание рисунка. Оно должно быть обстоятельно аргументированы и иметь
позитивный характер, чтобы даже при определение недостатков открыть ребёнку
возможность для их преодолений, исключая при этом прямую подсказку.
В оценке также может быть выражено
напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач – тогда она
будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием. В оценке работ должно
поощряться искреннее, оригинальное творчество ребёнка, а не послушное
репродуктирование.
Любя рисование и доверяя взрослым,
рисующий ребёнок может оказаться жертвой чужой воли. Так нарушается творческие
права ребёнка, неверно ориентируется его художественная деятельность и
наносится ущерб по целостному личностному развитию. Это необходимо помнить и
понимать всем взрослым, соприкасающимся с творчеством детей.
Комментарии
Отправить комментарий