"Анализ развития музыкальных способностей в истории музыкальной психологии"


В психолого- педагогической науке уделяется значительное внимание исследованию понятия «способность». «Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний».Согласно теории общей психологии, данное определение наиболее широкое и первоначальное из имеющихся определений способностей. В XVIII- XIX веке в психологии был принят еще один термин где «способности представляются собой высокий уровень развития общих и, специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности». Этот термин является отчасти употребляемым и в настоящее время. Но наиболее точное определение способностям, было дано известным ученым Тепловым Б.М.. Педагогическая теория способностей, разработанная Тепловым Б.М., гласит: «Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике». 
Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. При этом существенным остается вопрос о природе музыкальных способностей: это врожденные свойства человека или же музыкальные способности развиваются под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения. Не оставила педагогика без внимания и содержание понятий «музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность», от основы содержания которых зависит диагностика музыкальных способностей.
История становления музыкальной психологии и педагогики включает в себя теоретические и практические подходы к проблеме развития музыкальных способностей.
Теплов Б.М. в своих трудах дал глубокий анализ развития музыкальных способностей, сравнивая суждения психологов по этой проблеме и излагая собственные взгляды. Г. Ревеш и С. Сишор по-разному рассматривали определения «музыкальные способности» и «музыкальность». Г. Ревеш считал, что музыкальность единое целое свойство, данное человеку от природы. Ученый не включал в это понятие отдельные музыкальные способности. С. Сишор считал, что музыкальность - это сумма отдельных способностей. Чтобы определить музыкальность ребенка, Сишор предлагал определять на слух мелкие единицы высоты звука (до трех герц). Он считал, что если ребёнок не различает звуки свыше восемнадцати герц, то никакого отношения к музыке не должен иметь. Также как и Ревеш, Сишор считал, что музыкальность – свойство врожденное. 
Теплов Б. М. опровергал утверждение Сишора о том, что способность различать мелкие единицы высоты, дана от рождения и не может быть развита у человека, не обладающего такой способностью. Тепловым Б. М. были приведены данные о том, что в результате несложных упражнений звуковысотная чувствительность быстро развивается.
В вопросе о врожденности музыкальных способностей Теплов Б. М. указывал: «Врожденными являются не музыкальные способности, а только задатки, на основе которых эти способности развиваются. Музыкальность -есть некоторая индивидуально-психологическая характеристика личности, являющаяся следствием определенного сочетания способностей».
Теплов Б. М. критиковал систему Сишора С., отмечая: «Система Сишора С. покоится, в сущности, на признании того, что основное значение для музыкального таланта имеют простейшие сенсорные способности, т. е. способности улавливать мелкие разницы  в высоте, интенсивности и длительности звуков». 
Ученый считал эту идею ошибочной, так как только одни сенсорные способности нельзя считать основой музыкальных способностей.
Положительно Теплов Б. М. высказывается о работе Дж. Криса, музыканта и ученого физиолога, который «сумел ближе, чем многие другие авторы, подойти к адекватному отражению фактов». Дж. Крис различает три главные стороны музыкальности:
·             Интеллектуальную музыкальность, которая характеризуется:
-чувством ритма;
-музыкальным слухом;
-музыкальной памятью.
·             Эмоциональную или эмоционально-эстетическую музыкальность, выражающуюся, прежде всего в эмоциональной восприимчивости к музыке, в любви к музыке;
·             Творческую музыкальность, в которой обнаруживается деятельность творческой фантазии, свободно изобретающего воображения.
     Изложенные Римским-Корсаковым Н. А. взгляды на музыкальные способности, по мнению Тепловым Б. М. представляют большой интерес. Ученый психолог, исследуя труды музыканта пишет: «Римский-Корсаков сумел в учении о музыкальных способностях дать больше умных и важных мыслей, чем многие авторы, в течении ряда лет систематически занимавшиеся изучением этого вопроса. С некоторыми из его мыслей можно спорить, но нельзя, подходя к проблеме музыкальности, пройти мимо них без внимательного изучения и продумывания». [20, c.70]
Римский-Корсаков в представленной классификации разделяет музыкальные способности на две группы:
1. Технические способности к игре на музыкальном инструменте или к пению.
2. Слуховые способности или музыкальный слух.
Подробно он рассматривает вторую группу, подразделяя ее на две способности:
·             элементарные слуховые способности;
·             высшие слуховые способности.
Теплов Б.М. приводит в пример структуру элементарного музыкального слуха.
1. Гармонический слух:
·             слух строя – способность, посредством которой ухо отличается интервалы музыкальные от интервалов, неупотребляемых в музыке;
·             слух лада -  способность различать интервалы и воспроизводить голосом или на инструменте.
2. Ритмический слух:
·             Чувство темпа или ровности движения;
·             Чувство размера – способность находить и определять отношения между различными ритмическими единицами.
     Теплов Б.М. подчеркивает: « В основе его системы лежит убеждение в развиваемости музыкальных способностей». 
     В целом, исследуя и анализируя работы ученых, психологов, музыкантов Теплов Б.М. ставит предложенную Римским - Корсаковым Н. А. классификацию музыкальных способностей на гораздо высшую позицию, указывал, что взгляды Римского-Корсакова «в важнейшем и принципиальном пункте подходят ближе к истине».
В 70-е годы в Германии делается упор на то, что поиски талантливо одаренных к музыке детей нужно начинать в детских садах, причем большую помощь в этом могут оказать родители (поощрение музыкальных способностей у детей).
Музыкальные способности ребенка определяются по структуре, предложенной Тепловым Б.М.. Она содержит три основных компонента:
·             Ладовое чувство;
·             Музыкально-слуховые представления;
·             Чувство ритма.
Но это не значит, что исследование музыкальных способностей ребенка ограничивается данной классификацией. Например, Радынова О.П. указывает: «кроме них, в структуру музыкальности могут быть включены музыкальное мышление, исполнительные, творческие способности». Здесь же следует отметить, что согласно выводам психолога Немова Р.С., первоначальный этап развития способностей приходиться на дошкольный период, ближе – к 5-7 годам. Поэтому важно создать благоприятные условия для начала формирования специальных способностей, одной из которых является способность к музыкальной деятельности.

Исследование ученых- педагогов, психологов, музыкантов на начальном этапе развития теории музыкальных способностей, а также современные исследования в этой области, имеют огромную педагогическую ценность в музыкальном воспитании ребенка: они раскрыли сущность и структуру музыкальных способностей, определили дошкольный возраст как наиболее эффективный для их развития.

Комментарии